В XVIII веке, до эпохи ампира, женщины носили большое количество нижнего белья, одним из назначений которого было формирование желаемого силуэта.

Нижнее белье XVIII века

В XVIII веке, до эпохи ампира, женщины носили большое количество нижнего белья, одним из назначений которого было формирование желаемого силуэта. Непосредственно на тело надевалась сорочка с коротким рукавом и низким вырезом. Обеспеченные женщины носили сорочки из тонких тканей, таких как шелк, муслин, батист, отделанные кружевом, лентами, вышивкой.

Льняная сорочка. Вид спереди и сзади.

На сорочку надевался корсет, как правило, на шнуровке. Корсеты XVIII века не имели металлических колец, в которые вставлялся шнурок, вследствие чего шнурования корсета было более сложным, чем в XIX веке.

Также корсеты XVIII века отличались от более поздних по фасону — как правило, они обладали лямками или бретельками на плечах и имели выраженную V-образную форму, в отличие от корсетов второй половины XIX века, образующих фигуру «песочные часы».

Корсет 18-го и 19-го века для сравнения.

Расшитый стомак. Франция, первая половина XVIII века

Корсет изготавливался из ткани на пластинах из китового уса, придающем ему жесткую форму. Корсеты были различных форм и расцветок, как простые, без каких бы то ни было декоративных элементов, так и цветные, украшенные вышивкой, однако преобладали все же светлые и пастельные оттенки.

Корсет со шнуровкой сзади дама могла надеть и снять только с посторонней помощью, например, служанки. Известны изображения XVIII века, на которых корсет на женщине зашнуровывает ее мужчина.

Как вариант, ревнивый муж зашнуровывал корсет особым образом, чтобы по возвращении домой проверить, не снимала ли она его.

Известно и множество карикатур на зашнуровывание корсета.

Также на сорочку надевалась конструкция под названием «панье» или «фижмы»

Также на сорочку надевалась конструкция под названием "панье" или "фижмы"

Каркас изготавливался из ивовых или стальных прутьев, или из китового уса. Первоначально, в начале XVIII века, панье имело вид круглой юбки на стальных обручах, какие были известны еще с XIV—XV века. Однако в середине XVIII века панье приобретают специфическую форму — т.н. «панье с локотками», при котором создается силуэт, расширяющийся с боков в области бедер, но плоский спереди и сзади.

ПАНЬЕ

Существует версия, что панье появилось в начале 1710-х годов под влиянием театра: в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки».

Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали такое впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету.

На самом деле юбки на обручах появились ранее — в конце XIV века, в Испании.

На самом деле юбки на обручах появились ранее — в конце XIV века, в Испании. Эту моду подхватила Англия, куда в 1501 году прибыла для бракосочетания испанская принцесса Екатерина Арагонская. Во Франции прообраз панье прижился чуть позже.

Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780-х годов) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 1720—1730 годы женщины носили пышные круглые панье.

В 1740-е годы из Англии пришла мода на так называемые «панье с локотками» — овальный каркас расширял юбку с боков, при этом делая её плоской спереди и сзади.

В 1750—1760 годы панье становятся более скромными и вновь приобретают круглую форму. Во второй половине века панье как бы разделяется на две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно). Они соединялись тесьмой на талии.

В эпоху Марии-Антуанетты панье становятся до того большими и неудобными, что их снабжают складной конструкцией на шарнирах, а также увеличивают проёмы каретных дверец.

Woman's black glazed cott two sectioned bustle filled with straw, ca. 1890. Missouri History Museum Collections. Acc.#1969 076 0012

Bustle_MET_CI.CI.53.72D

Bustle_MET_DT292988

В конце 1780-х годов панье выходят из моды, их заменяют фокю́ (фр. faux-cul) — маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади. Силуэт, который приобретала женская фигура благодаря этим подушечкам, ехидные современники окрестили cul de Paris — «парижский зад».

К концу XVIII—началу XIX веков пышные юбки совершенно выходят из моды, уступив место строгим ниспадающим драпировкам стиля ампир.

Мода на «античность»

Мода на «античность» продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу 1820-х годов. 1830—1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо.

Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина, которые окончательно вышли из повседневной моды лишь к началу XX века. К тому времени пышность кринолинов была сведена к минимуму.

Полный набор нижнего белья сорочка, косет, юбка на фижмах.

Полный набор нижнего белья: сорочка, косет, юбка на фижмах.

Costumes_in_collection_Germanisches_Nationalmuseum_11

Именно такой силуэт является типичным для эпохи рококо. Мода на панье и вообще пышные юбки сходит на нет после Великой Французской революции.

Тогда же, в эпоху ампира, корсеты перестают быть обязательным элементом женского костюма, а те, которые остаются, становятся более мягкими, свободно облегающими фигуру.

корсет для кормящих женщин

корсет для кормящих женщин

На каркас надевались несколько дополнительных юбок, в том числе плотная стеганная юбка, которая будет видна из-под распашного платья, и собственно само платье. С этими юбками спорный вопрос, являются ли они нижним бельем или нет. С одной стороны, они надеваются под платье, с другой: во-первых, они его часть и видны из-под него спереди или снизу, во-вторых, могут использоваться в качестве повседневной верхней одежды.

Выглядят эти стеганные юбки вот так:

Они на подкладке, сверху блестящий атлас, сквозной шов бывает очень сложным и декоративным, кроме заурядных ромбиков, как на последней, встречаются сложные геометрические или растительные узоры, как на первых двух.

Такая юбки может носиться как под платье, так и сама по себе:

Стеганная юбка как часть платья и стеганная юбка сама по себе, в ансамбле с жакетом.

Но ноги надевались длинные чулки на подвязках, часто ярких цветов под яркое платье. Аристократы носили чулки из шелка, которые были очень дорогими.

Особым шиком считалось надевать каждую пару чулок только один раз, поскольку после стирки чулки, особенно белые, утрачивали первоначальный вид и свежесть.

Особым шиком считалось надевать каждую пару чулок только один раз, поскольку после стирки чулки, особенно белые, утрачивали первоначальный вид и свежесть.

Панталон женщины в XVIII веке не носили, за исключением итальянских проституток, однако это воспринималось современниками как диковинка. Панталоны как обязательный элемент женского нижнего белья появятся лишь во второй половине XIX века.



link