Русское придворное платье — особый регламентированный стиль одежды, которому должны были следовать аристократы и придворные при русском императорском дворе в XIX — XX веках.

Русское придворное платье

Русское придворное платье — особый регламентированный стиль одежды, которому должны были следовать аристократы и придворные при русском императорском дворе в XIX — XX веках. Собственный регламент одежды для придворных и приглашённых ко двору характерен для большинства европейских монархий, начиная с XVII века и до настоящего времени.

В России придворный этикет и, соответственно, придворное платье прекратили существование в 1917 году в связи с упразднением монархии.

Пимен Орлов.Наставница при великой княжне Ольге Николаевне Анна Алексеевна Окулова (Около 1835, Эрмитаж.

Пимен Орлов.Наставница при великой княжне Ольге Николаевне Анна Алексеевна Окулова (Около 1835, Эрмитаж.

Женское платье

Первые попытки официальной регламентации дамского придворного платья относятся к концу XVIII века, то есть периоду правления Павла I. В «Объявлении экспедиции церемониальных дел», дамам во время коронационных торжеств предписывалось надевать робы (то есть пышные платья на фижмах доампирных фасонов, вышедшие из моды после Великой Французской революции) из чёрного бархата со шлейфом из того же материала.

Русское придворное платье от французского модельера Чарльза Уорта, 1888 год.

Русское придворное платье от французского модельера Чарльза Уорта, 1888 год.

Графиня Варвара Николаевна Головина, фрейлина двора, пишет, что во время коронации Павла I в 1797 году «все были в полном параде: в первый раз появились придворные платья».

Парадное платье императрицы Александры Федоровны

Парадное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О. Бульбенковой, конец XIX—нач. ХХ вв, Эрмитаж.

К XVIII веку относятся и первые упоминания при дворе так называемого «русского платья», под которым, по всей видимости, понимался наряд, заимствовавший крой и некоторые черты от русского народного костюма и имевший вид сарафана.

Русские платья подарил император Александр I прусским дамам, прибывшим в Санкт-Петербург на обручение великой княжны Екатерины Павловны с принцем Ольденбургским в 1809 году.

На коронации Николая I в 1826 году, по свидетельству французского писателя Жака-Франсуа Ансело:

«Женщинам полагалось явиться в национальном костюме, и лишь немногие ослушались этого предписания. Национальный наряд, кокетливо видоизмененный и роскошно украшенный, сообщал дамским костюмам пикантное своеобразие. Женские головные уборы, род диадемы из шелка, расшитый золотом и серебром, блистали брильянтами. Корсаж, украшенный сапфирами и изумрудами, заключал грудь в сверкающие латы, а из под короткой юбки видны были ножки в шелковых чулках и вышитых туфлях. На плечи девушек спадали длинные косы с большими бантами на концах».

При Николае I русское платье окончательно приобретает статус официального при императорском дворе.В «Описании дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» от 27 февраля 1834 года женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке.

Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом, спереди, к низу от талии шёл разрез, открывающий юбку из произвольной материи белого цвета, чаще всего это был атлас. По «хвосту и борту» платья шло золотое шитьё, «одинаковое с шитьём парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки». Кроме того, всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».

Благодаря такому художнику-хроникеру, как Михай Зичи, у нас есть возможность рассмотреть придворный костюм светских дам на различных торжественных мероприятиях.

Коронация Александра II

Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года (худ. М.Зичи).

Поздравления Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом. (М.Зичи).

Поздравления Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом. (М.Зичи).

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867(М.Зичи).

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867 (М.Зичи).

А это уже коронация Николая II и Александры Федоровны (Лауритс Регнер Туксен)

А это уже коронация Николая II и Александры Федоровны (Лауритс Регнер Туксен)

Цвет верхнего платья зависел от статуса дамы

Гофмейстерины при фрейлинах (высшее придворное дамское звание) получили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф. Эти дамы заведовали придворным дамским штатом и канцелярией императрицы или великих княгинь.

В их обязанность входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству.

Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы

Обычно эту должность занимали после нескольких лет работы в должности статс-дамы. Звания гофмейстерины могли получить только замужние или вдовствующие дамы.

Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось зелёное платье.

Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич
Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич

Статс-дама времен Николая I Елизавета Алексеевна Паскевич

2 музейных экспоната, дошедших до наших дней.

2 музейных экспоната, дошедших до наших дней. Как вы видите, эту в эту категорию входили уже достаточно не молодые дамы, поэтому эти наряды отличает большая «прикрытость» плечей и рук.

наставницам великих княжон — синее;

наставницам великих княжон — синее;

фрейлинам Её Величества — пунцовое.

фрейлинам Её Величества — пунцовое.

Придворный дамский штат делился на придворных дам свиты (о которых было уже сказано) и на городских придворных дам.

Фрагмент картины худ. Г. Виллевальд

Фрагмент картины худ. Г. Виллевальде — Присяга Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Георгиевском Тронном зале Зимнего дворца.

Последние же для участия в церемониях вызывались повестками, а их наряды также должны были соответствовать установленным эталонам, но с небольшой оговоркой: дамам, приезжающим ко двору, дозволялось иметь платья различных цветов, любого покроя и с различными узорами, кроме тех, что носили придворные дамы.

На этом фрагменте уже упомянутой картины видно все разнообразие цветов этих платьев (и голубой, и розовый, и желтый).

Фасон платья приглашённых ко двору дам также должен был соответствовать единому образцу, они могли быть «различных цветов, с различным шитьём, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам».

Золотого шитья могло и не быть вовсе на бархатном платье, как на фото ниже мы видим расшитый белый корсаж и юбку, а вот бархат платья не тронут совсем вышивкой.

Не все аристократы могли себе позволить такую роскошь.

Известно, что фрейлинам шились платья из средств казны, а вот, например, обладателям мужских придворных чинов приходилось это выполнять за свой счет. Стоимость вышивки была запредельная, и иногда покупали чиновники старые мундиры и отдавали их в перешивку. А ведь люди были не бедные.

Стоит сказать, что члены императорской фамилии также должны были следовать придворному дресс-коду. Все тоже самое, но только вышивки на их платьях было не сравнимо много. Узоры и цвет отличались.

Портрет Марии Федоровны (жены Александра III) худ. В.Е. Маковский

Портрет Марии Федоровны (жены Александра III) худ. В.Е. Маковский

Такой регламент женского придворного платья действовал весь период правления Николая I. Известно, что малейшие отклонения от образца вызывали у него гнев.

На портрете в.к. Ольга Александровна

На портрете в.к. Ольга Александровна

А это платье одной из дочерей Николая II.

А это платье одной из дочерей Николая II.

Для несовершеннолетних великих княжон Николай считал взрослое официальное платье слишком нескромным; девочки не должны были носить шлейф, декольте и слишком много украшений.

Фрейлина великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры императрицы Александры Федоровны)

Фрейлина великой княгини Елизаветы Федоровны (сестры императрицы Александры Федоровны)

Обратите внимание на головные уборы. Прическу по вышеназванному приказу Николая I следовало укомплектовывать дамам «повойником или кокошником произвольного цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем».

Это единственная часть дамского туалета, в которой фантазия и финансовые возможности каждой придворной дамы воплощались, как только могли.

А вот еще одно прекрасное парадное платье уже Александры Федоровны (жены Николая II).

А вот еще одно прекрасное парадное платье уже Александры Федоровны (жены Николая II).

С некоторыми изменениями общий фасон придворного платья сохранялся в России на протяжении восьмидесяти с лишком лет, вплоть до Революции 1917 года. Роскошь придворных нарядов поражала гостей и иностранцев, чему есть многочисленные свидетельства в мемуарах и письмах той эпохи.

Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает приём в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне:

статс-дама времен Александра II

На фото запечатлены слева на право статс-дама времен Александра II Софья Дмитриевна Толстая, статс-дама времен Николая II Мария Михайловна Голицына и камер-фрейлина Екатерина Петровна Ермолова.

Посол Франции Морис Палеолог отмечал этот блеск российского двора:

«По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться. Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это фантастический поток алмазов, жемчуга, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов — поток света и огня».

«Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Картинность собрания… просилась под кисть художника. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами»

Мужской костюм

Парадный светский мундир чиновников. Большое золотое шитьё на груди

Как и в случае с женским нарядом, неясные упоминания придворных мундиров датируются концом XVIII века, однако первое сохранившееся детальное описание относится лишь к 1831 году и содержится в «Положении о мундирах для чинов Императорского двора».

В 1834 году этот указ был заменён более общим «Положением о гражданских мундирах», к которому прилагались цветные рисунки с изображением мундиров и шитья. Оба указа регламентировали крой и отделки мундиров военного и гражданского образца. И те, и другие шились из тёмно-зелёного сукна, имели стоячие воротники и обшлага из красного сукна, украшались золотым шитьём и золочёными пуговицами с изображением государственного герба.

Придворным чинам полагались мундиры гражданского покроя. Узор и изобилие шитья зависели от чина и статуса владельца.

Каждому придворному полагалось иметь парадный мундир и вицмундир, а также тёмно-зелёный мундирный фрак и сюртук.

К придворному мундиру полагалось надевать белые штаны-бриджи до колен с белыми чулками и башмаками для гражданских и придворных чинов, с ботфортами — для военных.

Каждому придворному полагалось иметь парадный мундир и вицмундир, а также тёмно-зелёный мундирный фрак и сюртук. К придворному мундиру полагалось надевать белые штаны-бриджи до колен с белыми чулками и башмаками для гражданских и придворных чинов, с ботфортами — для военных.

Белые брюки с золотыми лампасами надевали под парадный мундир по особо торжественным случаям; тёмно-зелёные брюки также с лампасами — под вицмундир, чёрные брюки без лампасов — с фраком или сюртуком.

Форма дополнялась чёрной треугольной шляпой с кокардой и шитьём по статусу и чину владельца.

Изменения в регламентированный придворный стиль были внесены при Александре II. Сначала в 1855 году была попытка ввести при дворе «французские кафтаны», однако в следующем году, в указе от 20 февраля 1856 года «О новой форме одежды придворных чинов», все парадные и вицмундиры заменялись однобортными полукафтанами с полами выше колен, на девять пуговиц, со скошенным спереди стоячим воротником, с прямыми разрезными обшлагами и вертикальными карманными клапанами сзади.

В «Правилах о ношении придворными чинами установленных форм одежды» от 15 августа 1855 года выделялись пять видов формы: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная (или служебная) и дорожная, а также прописывались условия ношения каждой из них. С 1850-х до 1917 года регламент придворной униформы для мужчин существенно не изменялся.

Придворные на Костюмированном бале 1903 года

Придворные на Костюмированном бале 1903 года

Придворные церемонии

Процессию открывали придворные чины, за ними император и императрица, за ними министр императорского двора и дежурные генерал-адъютант, свитский генерал и флигель-адъютант, а уже за ними члены императорской фамилии.

На крупные выходы приглашался широкий круг лиц: высшие чины армии и флота, госслужащие, иногда, купцы I гильдии; и в особых случаях иностранные дипломаты и высшее духовенство.

Процессия сопровождалась пикетом Кавалергардского полка.

Княжна Надежда Ивановна Дуроново (1869-1898), в браке с А. Н. Синельниковым (1850—1923)

Княжна Надежда Ивановна Дуроново (1869—1898), в браке с А. Н. Синельниковым (1850—1923)

Мария Сергеевна де Карриер (1886—1942)

Мария Сергеевна де Карриер (1886—1942)

Выход — торжественное шествие императора или членов императорской фамилии из внутренних залов дворца в дворцовую церковь или тронный зал. Выходы были большие (по основным церковным праздникам) и малые.

Перед началом шествия императорская фамилия собиралась в Малахитовом зале Зимнего дворца по старшинству (в порядке прав на престолонаследие) и следовала через парадные залы дворца в сопровождении придворных дам и кавалеров. Кроме выходов, бывали также и парадные выезды.

Придворные балы проходили, как правило, в Николаевском и Концертном залах Зимнего дворца, и могли собирать до трёх тысяч человек. На них приглашались чиновники высших IV классов, губернаторы, предводители дворянства, бывшие фрейлины, георгиевские кавалеры.

Танцорами выступали набранные по разнарядке молодые гвардейские офицеры. Во время танца лакеи обносили придворных конфетами, мороженым и прохладительными напитками. Один из последних таких балов воссоздан в фильме «Русский ковчег» (2002).

Обязательным условием появления на балу было обладание правом быть представленным императору для мужчин, и императрице для женщин.

Знаки различия:

Фрейлинский вензель (фрейлинский шифр) или миниатюрные портреты императриц в бриллиантовой оправе на голубой муаровой ленте, которыми награждались статс-дамы.

Екатерины 2 и Марии Федоровны

Екатерины 2 и Марии Федоровны

Фрейлина Прасковья Николаевна Репнина, жена князя Ф. Н. Голицына — с фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте

Фрейлина Прасковья Николаевна Репнина, жена князя Ф. Н. Голицына — с фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте.

Елизаветы Алексеевны

Елизаветы Алексеевны

Статс-дама Мавра Шувалова — с портретом императрицы Елизаветы Петровны на муаровой ленте

Статс-дама Мавра Шувалова — с портретом императрицы Елизаветы Петровны на муаровой ленте

Фрейлин Александры  Федоровны

Фрейлин Александры  Федоровны

A.D._Abamelik-Lazareva_by_A.Brullov_(1835-8,_N.Novgorod)
A.D._Abamelik-Lazareva_by_A.Brullov_ (1835-8,_N.Novgorod)

Alexandra_Fedorvna's_lady_in_waiting_by_C.T.von_Neff
Alexandra_Fedorvna's_lady_in_waiting_by_C.T.von_Neff

A.D. Abamelik-Lazareva by A.Brullov (1835-8, N.Novgorod) и портрет фрейлины

Портрет Татьяны Александровны (29.06.1829—14.01.1879

Портрет Татьяны Александровны (29.06.1829—14.01.1879)

Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой (в замужестве Львовой)

Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой (в замужестве Львовой)

Марии Александровны

Марии Александровны

Портрет фрейлины императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны

Портрет княжны Софьи Сергеевны Хованской (1810—1867), с 1827 года фрейлина, с 1829 года жена С. А. Кокошкина.

******************

Зимин И. В. Люди Зимнего дворца. Монаршие особы, их фавориты и слуги. Центрполиграф, 2014

Выскочков Л. В. «Быть дамам в русском платье»: парадный костюм придворных дам в первой половине XIX века. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, №2, 2010

Шепелев Л. Е. Императорский двор: придворные титулы и мундиры. Центрполиграф, 2005



link